Aleksey Pavlenko писал(а):
Какими правилами следует руководствоваться при создании (накручивании) трасс, какие существуют ньюансы, тонкости и т.п. Поделитесь пожалуйста. Заранее благодарен.
Могу дать следующие "базовые" рекомендации. На основании разных статей (рекомендации IFSC, интервью с Франсуа Леграном, Ж Годдофом), общения с постановщиками, ну и личного опыта (придумал 3 болдринга и одну трассу на 14 перехватов в дживе).
Вот суть:
1) побольше ростовых движений. Чтобы длинные могли тупо поднять руку с хороших ног и рук, а короткие бы прыгали, закладывали ноги на руки, или просто смешно падали с ласкающими слух матюками. (следствие - никаких промежуточных ног).
2) Однообразие и монотонность.
Следить, чтобы зацепы и хваты использовались однотипные. Лучше чтобы все зацепы брались только сверху (интересное решение, когда на трассе будет вообще только один-два типа зацеп в одинаковом положении, но такое редко встречается, потому что не все могут себе позволить купить столько одинаковых зацеп).
Также важно чтобы и движения были однообразными и однонаправленными. Например, тупо наверх (безупречный direct up), или траверс тупо вбок (зацепы под руки и ноги расположены на одном уровне - одна линия под руки и одна под ноги). Трасса, где встречается много разных типов движений (например, и вверх и вбок, и накаты, и вставания с подхвата, схлесты, хваты носком или пяткой и пр. приемы) - плохая, так как может легко запутать лезущего. Идеальная трасса имеет форму лесенки (две (от одной до 4х) параллельные линии зацеп наверх).
3) Следует брать максимально травматичные дурацкие зацепы (или просто плохие), иначе трасса рискует ничем не запомниться (в то время как все еще долго будут обсуждать "конченную" зацепу; и, естественно, скалолаз надолго запомнит трассу, где серьезно потянул себе палец). Если "прикольных" зацеп нет - можно поломать самые обычные (отколоть кусочек молотком), насверлить дырок дрелью. Если зацепа слишком приятная на ощупь или имеет хорошее трение, можно смазать ее солидолом, или той же дрелью хорошенько поцарапать зацеп.
4) Стараться, чтобы было побольше смен (hand matching - когда приходишь на зацепу одной рукой (1), потом берешь ее другой рукой, и дальше начальной рукой (1) делаешь перехват). Иногда когда зацеп небольшой смену сделать очень тяжело - нужно долго менять руки по одному пальчику, такие смены особенно запоминаются. Трассу можно назвать удачной, если меняться нужно на каждой второй зацепе.
5) продумать так чтобы вщелкивания и работа с веревкой (выбирание для прощелкивания) дополнительно усложняли трассу. Чтобы оттяжку было тяжело достать, чтобы позиция вщелкивания была максимально неудобна, или чтобы вщелкивание было посредине болдрингового участка. Падение на вщелкивании (особенно с большой петлей выбранной веревки) всегда заставляет зрителей задерживать дыхание, а место где почти все падают или вщелкиваются на грани может стать "изюминкой" трассы.
Еще нужно подбирать положение и длину оттяжек так, чтобы создавалось сильное нарастающее сопротивление движению веревки. Желательно, чтобы к концу трассы веревку вообще было невозможно выбрать и протянуть, это позволяет сделать трассу действительно сложной (поднять категорию) и избежать множественных топов.
6) нужно продумывать трассу так чтобы падение на ней проходило с максимальным эффектом - зрелищно, захватывающе, громко (чтобы зрители не скучали). Например, если говорить про болдринг - желательно чтобы падающий вылетал за маты, или падал вниз головой и тп. Если про трассы - интересно чтобы при падении был маятник и удар об стену или чтобы с нижних оттяжек люди падали на пол.
7) Ну и если говорить про соревновательные трассы, желательно делать так, чтобы все падали в одном месте (или чтобы таких мест было не больше двух-трех). Так следует поступать для того, чтобы упавшим спортсменам было не очень обидно (так как в этом месте скалолаз упал не один, а упало еще 20 других человек). Тестировать и специально пытаться "выровнять" трассу не нужно, вообще опробование трассы - плохой тон.
Вот примерный расклад продвинутой соревновательной трассы на 50 перехватов: легкотня 10 перехватов, потом болдринг на 4 перехвата, потом еще легкотня 8 перехватов, два очень сложных перехвата (может быть просто два очень длинных движения), 5 перехватов по ручканам, потом просто принципиально невозможный перехват, оставшиеся 20 перехватов могут быть какие угодно. Лучше даже зацепы до конца не прикручивать, чтобы после соревнований можно было быстро снять верх трассы, не пользуясь ключом.
это только "базовые" рекомендации. Важна еще куча других моментов. Хорошим постановщиком сразу не стать, нужны годы, но это не значит, что не стоит пытаться.
Если интересно, есть вроде какой-то курс от IFSC стоит что-то вроде штуки евро (с практическим занятиями).
В случае если евро нет, нужно просто следовать хорошему стилю, рекомендациям указанным выше (на курсах их тебе просто повторят только на английском и за 1000 евро :), не бояться, пробовать, экспериментировать, учиться (где-то даже подсматривать у других). И, рано или поздно, поток благодарностей от лазящих твои трассы даст тебе знать, что ты уже действительно классный постановщик и придумываешь хорошие трассы.